Психоанализ начался более ста лет назад как лечение неврозов. Укорененный в позитивистском мышлении медицины, из которой он возник, он направил свой эмпирический взгляд непосредственно на симптомы недомогания, только чтобы поддаться соблазну приписать его причинам, столь же многочисленным, как и аспекты человеческого опыта. Как бы назидательно это ни было для нашего понимания жизни психики, оно оставило болезнь души, которая была ее фактическим предметом, невроз, о котором она должна была быть, вне сферы ее внимания. Суть этой проблемы носила концептуальный характер. По мере того как психология все больше отказывалась от своей конституирующей концепции, своей концепции души, она в той же степени поддавалась лечению своих пациентов без адекватного представления о том, что такое и она, и невроз. Внимание было уделено неудачам и травмам, превратностям развития и эдипову комплексу. Но невроз, согласно тезису этой новаторской книги, исходит от души, даже является душой; душой в своей неправде. Действительно, и она, и современная область психологии являются преемниками предшествовавших им форм души, религии и метафизики, с той разницей, что нежелание психологии признавать и брать на себя ответственность за свой статус как таковой сопровождалось цеплянием невротической души за устаревшие метафизические категории, даже если часто вполне обычные жизненные разочарования ее пациентов преувеличены с АБСОЛЮТНОЙ важностью, folie a deux происходило в массовом масштабе. Благодаря своему происхождению благодаря дополнению, которое они друг другу предоставляют, психология и невроз вплетены в Гордиев узел, для разрубания которого требуется понимание логики, пронизывающей их обоих. Взяв в руки этот меч, Гигерих разоблачает и критикует метафизику, которой предается невроз, даже когда он возвращает психологию душе, конечно, не душе как некой более не заслуживающей доверия метафизической ипостаси, а как логически негативной жизни разума и силы мысли. Используя несколько сказок в качестве моделей для логики невроза, он блестяще анализирует его очаровательные фоновые процессы, самым живым и основательным образом разоблачая тем самым злобную хитрость, с помощью которой невротическая душа, вопреки своему уже существующему здравому смыслу, выдает свою собственную правду. Содержание включает историчность невроза, его одухотворенную цель как общекультурного феномена, его внутреннюю логику, функционирование и благоприятные условия, а также драматический характер симптоматического страдания Священного фестиваля, теологию невроза и «невротика» как образцового человека современности. Коллекция виньеток, описывающих различные виды невротических проявлений, с которыми обычно встречаются в консультационном кабинете, также включена в приложение под заголовком «Невротические ловушки».